Previous Entry Share Next Entry
Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?"
jewel_sam
 

Мои восторги и уважение к автору! Очень интересная книга! Насколько она полезная – узнаю чуть позже, когда поеду в лагерь и буду общаться с детьми. Пока что скажу только, что она мне кажется полезной, а что будет на практике – посмотрим.

Написано очень легко, с наглядными примерами. Книга разрешает многие вопросы, которые возникали в моей голове по поводу воспитания своего ребенка (будущего). И если то, что там написано, правда существует и действует, то книга – просто клад для родителей и учителей!

Особенно приятно было то, что многие слова в этой книге относятся не только к детям, но и к взрослым. Кроме того, что изменения в поведении ребенка часто могут являться изменением в поведении взрослого (а значит, нужно начать с себя!), некоторые приемы могут применяться не только к детям. Например, активное слушание. Если кто-то с ним не знаком, то опишу общий принцип. Пусть у ребенка какая-то критическая ситуация – плачет, расстроен, обижен и т.д. Он тебе что-то говорит, а ты отвечаешь, обозначая его чувство, утвердительным предложением. Например:

Сын: Он отнял мою машинку!

Мама: Ты очень огорчен и рассержен на него.

Так ребенка можно послушать, узнать лучше его эмоции (потому что если ты скажешь что-то неверно, он тебя поправит), успокоить его (ему дали внимание). Мне кажется, что такое активное слушание можно применять и к взрослым людям. Пока проверила только два раза: один раз на маме, один на бабушке. Особо заметных результатов не заметила, но: во-первых, невозможно, чтобы от одной фразы что-то изменилось (значительно улучшились отношения, например), это надо делать систематически; во-вторых, главный мой страх – что такие фразы будут звучать неестественно и обращать на себя внимание – не оправдался, ни бабушка, ни мама ничего не заметили. Однако отвечать таким образом довольно сложно. На язык просится обычная формулировка и все-таки боязно – а вдруг заметят.

Способ разрешения конфликтов тоже очень интересный. Состоит он из нескольких шагов: 1. Активно выслушать ребенка

2. Рассказать о своих чувствах

3. Прописать все возможные пути решения

4. Выбрать тот, с которым согласны оба

Вроде просто. Но почему мы так не делаем в подобных ситуациях? Нам мешают эмоции – гнев, раздражение, возмущение. Но здесь уже в помощь Дистанция: мы сами управляем собственным состоянием!

Еще одно сомнение, которое возникает лично у меня: всегда ли возможно найти такой путь, который устраивал бы обоих? Автор утверждает, что почти всегда. Я не уверена.

Опять же этот способ можно применять не только в отношениях родитель-ребенок, но и между любыми двумя людьми.

Спасибо Ласточке, что упомянула эту книжку! Очень рада, что ее прочитала!

Мое мнение: книгу надо не только читать, но и применять. Последовательно, по урокам, выполняя домашнее задание.

?

Log in